|
"НОВЫЙ КУРС" ПРЕЗИДЕНТА РУЗВЕЛЬТА
Страх перед настоящим, неуверенность в будущем, всеобщее отчаяние – вот те настроения, которые господствовали в Америке начала 1933 года. Народ ждал 32-го президента как спасителя. Франклин Рузвельт прекрасно понимал это и, принимая бразды правления, считал нужным брать высокооптимистические, уверенные ноты во всех публичных выступлениях. У нового правительства не было другого выбора, кроме энергичной деятельности с целью хотя бы как-то затормозить разрушительную поступь продолжавшегося кризиса.
Реформы в банковско-финансовой сфере.
Прежде всего, ему пришлось заняться банками, так как в начале марта банковская система страны перестала функционировать. К моменту вступления Рузвельта в должность 4 марта 1933 года в 47 штатах банки или были закрыты, или работали чисто символически. 6 марта Рузвельт провозгласил чрезвычайное положение в стране и закрыл все банки. 10 марта президент издал указ, по которому открытию подлежали только "здоровые банки”, а остальные подвергались реорганизации. Важным рычагом этой перестройки стала Реконструктивная финансовая корпорация. С ее помощью крупные финансовые и банковские учреждения встали на ноги, задавив массу мелких и средних банков.
За годы кризиса серьезно обострилась проблема задолженностей. В долгу находилось 90% населения, в том числе практически все фермерство. Встал вопрос о рефинансировании задолженностей. Правительство развернуло деятельность в двух направлениях. Во-первых, оно взяло на себя рефинансирование долгов, успокоив тем самым обе стороны, и, во-вторых, провозгласило отказ от золотого стандарта, сделав бумажный доллар единственным средством всех денежных операций и изъяв золото из обращения, а также, несколько позднее, девальвировав доллар.
Девальвацией доллара правительство улучшило позиции американских монополий на внешнем рынке, так как основные капиталистические страны к тому времени уже девальвировали свою валюту. Вместе с тем был облегчен доступ к доллару и на внутреннем рынке, что несколько ослабило долговой гнет и стимулировало долговую активность. В исторической перспективе самым главным во всех отмеченных банковско-финансовых мероприятиях “нового курса” было вторжение государства в частнопредпринимательские сферы.
Программа помощи безработным.
Рабочие в течение всего периода кризиса боролись за то, чтобы федеральное правительство предприняло решительные меры по оказанию помощи безработным. К моменту прихода к власти Франклина Рузвельта армия безработных армия безработных насчитывала уже 17 млн человек.
31 марта 1933 года был принят закон о помощи лицам, не имеющим работы, путем организации “полезных общественных работ”, вслед за которым 5 апреля президент издал правительственное распоряжение о создании трудовых лагерей для безработной молодежи – Гражданский корпус по охране лесов и мелиорации (Civilian Conservation Corps – ССС).
Учитывая, что молодежь была настроена особенно радикально, правительство, в первую очередь, занялось ею. Силами представителей четырех министерств - военного, внутренних дел, сельского хозяйства и труда – создавались молодежные трудовые лагеря, обитатели которых привлекались к работам по консервации природных ресурсов. В течение полугода каждый юноша получал бесплатно одежду и питание, а также 30 долларов в месяц. Подразумевалось, что 25 долларов будет отсылаться семьям.
Лагеря ССС были созданы с большим политическим расчетом и совсем не потому, что “Рузвельт любил лес”.
12 мая 1933 года конгресс ассигновал 500 млн долларов для помощи безработным, которые президент передал в ведение Федеральной администрации по оказанию чрезвычайной помощи (Federal Emergency Relief Administration – ФЕРА). ФЕРА непосредственно с безработными дела не имела и находилась в большой зависимости от властей штатов. Половина этой суммы предназначалась на дотации штатам (1/3 от расходов местных властей должна была идти на помощь безработным), другая половина этой суммы расходовалась для оказания помощи правительствам тех штатов, которые не могли создавать фонды для помощи безработным своими силами.
Однако 500 млн долларов явно не решали не только проблемы безработицы, но даже не спасали безработных от голодной смерти. Поэтому к принятому 16 июня 1933 года НИРА был добавлен специальный раздел, названный "общественные работы и мероприятия по строительству“ (Public works and Construction Projects). На организацию общественных работ Конгресс выделил 3,3 млрд долларов, а руководство ими возложил на администрацию (Public Worcs Administration – ПВА) во главе с министром внутренних дел Г. Икесом.
ПВА мог предпринимать по своей инициативе строительные работы, передавать деньги другим организациям федерального значения для подобных целей, давать займы и дотации местным властям для строительных работ. На всех видах строительных работ администрация Г. Икеса действовала через контракты с частными предпринимателями. В отличие от ФЕРА ПВА не была обязана рекрутировать рабочую силу из числа безработных.
Реформы в сельском хозяйстве.
Чтобы предупредить массовые выступления фермеров, доведенных до отчаяния разорением, распродажей за долги имущества и земли, Рузвельт издал закон о моратории на фермерскую задолженность, а также закон о восстановлении сельского хозяйства, известный как закон ААА (the Agricultural Adjustment Act). Главная его идея - ликвидировать "ножницы" между ценой, затрачиваемой фермером на производство продукции, и той, которую он получал при ее реализации. Чтобы сбалансировать спрос и предложение и поднять цену сельхозпродуктов, часть земли изымалась из сельскохозяйственного оборота, за что фермерам выплачивались субсидии.
В июне был принят закон о кредитовании фермерских хозяйств, принесший облегчение фермерству, задавленному долгами.
Реформы в промышленности.
Но самым важным и далеко идущим мероприятием стал Закон о восстановлении промышленности НИРА (The National Industrial Recovery Act). Целями регулирования промышленности были: обеспечение "всеобщего благоденствия" путем кооперации между отдельными группами предпринимателей, путем достижения сотрудничества между рабочими и работодателями при содействии правительства, устранения "разрушительной конкуренции", ведущей к снижению прибылей, подрыву деловой устойчивости, сокращению инвестиций и занятости.
Упорядочивание отношений между предпринимателями и группами предпринимателей было решено добиться путем принудительного картелирования промышленности. Для увеличения занятости, повышения покупательной способности и стабилизации товарного рынка различные отрасли должны были ограничить себя "кодексами честной конкуренции". Предполагалось, что в каждой отрасли под наблюдением правительства можно будет остановить процесс снижения цен, выработав строго определенные нормы производства и сбыта, определив уровень цен и условия коммерческого кредита. Группам промышленников вменялось в обязанность согласовать с профсоюзами минимальные размеры зарплаты и максимальную продолжительность рабочего дня. Окончательное решение по этим кодексам было в руках президента. Контроль над реализацией программы НИРА возлагался на созданную президентом Национальную администрацию восстановления.
Итоги “100 дней”.
Основная масса законов начального периода "нового курса" была принята в чрезвычайной спешке, за первые три месяца пребывания Рузвельта у власти. Это были сто дней, которые помогли американскому капитализму избежать своего Ватерлоо. Самым важным итогом было то, что экономика прошла фазу кризиса, все признаки восстановления были налицо.
Но если в области восстановления деловой активности меры, принятые правительством, привели к улучшению, то в плане проблемы касающейся миллионов людей, - проблемы занятости - достижения были более скромными. Более того, в 1940 году, незадолго до очередных президентских выборов безработных было больше, чем в 1931 году, в апогее краха. Только война спасла экономику США от очередного спада и новой массовой безработицы.
Законодательства первых "ста дней" вопреки заявлениям о преобладании в нем чисто экономических задач, призвано было, прежде всего, создать психологический перелом, внести успокоение, выпустить пар из котла, давление в котором достигло критического предела.
Рузвельту ближе всего была умеренная разновидность реформаторства.
Уловив решимость миллионов людей добиваться перемен, Рузвельт делает шаг навстречу их чаяниям, провозглашая знаменем национальной политики курс на реформы, но реформы постепенные, верхушечные, устраняющие только самые вопиющие проявления социального неравенства и сохраняющие в неприкосновенности устои.
Сдвиг влево в политике “нового курса”.
Появлению самого радикального в истории американского государства социального законодательства, включавшего законы о социальном страховании, о трудовых отношениях, о налогообложении крупных состояний, о беспрецедентном расширении прав профсоюзов способствовала новая предвыборная кампания 1935 года. "Новый курс" претерпел новую эволюцию, стал еще более радикальным.
Важнейшим завоеванием рабочего класса США явился Национальный акт о трудовых отношениях, или закон Вагнера, вступивший в силу 5 июля 1935 года. Этот закон закреплял за рабочими право на организацию, вступление в избранный ими профсоюз, заключение коллективного договора между выборными представителями рабочих и предпринимателем, проведение стачек, пикетирования и использование других средств взаимной помощи рабочих при защите своих интересов. Контроль за осуществлением закона Вагнера был возложен на Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), решения которого стали теперь обязательными для предпринимателей и могли оспариваться ими только через суд.
На втором этапе “нового курса” был принят первый в истории США федеральный закон о социальном страховании. Этот закон вводил систему пособий по безработице, старости, инвалидности, а также нуждающимся матерям и их детям. Фонд социального обеспечения предполагалось создать за счет налога на самих рабочих и отчислений от доходов самих предпринимателей. Серьезным недостатком нового акта было то, что он не охватывал сельскохозяйственных рабочих, а также лиц, занятых в торговле, правительственных учреждениях и сфере услуг. В законе была полностью обойдена проблема страхования по болезни.
В том же 1935 году американские трудящиеся добились значительного увеличения масштабов общественных работ. В условиях затянувшейся депрессии они оказались для миллионов людей единственным источником существования.
Важным сдвигом в аграрной политике “нового курса” было то, что под давлением фермерского движения правительственная помощь стала оказываться не только верхушке крупного фермерства, но и низкодоходным группам сельского населения. С этой целью в мае 1935 года была создана Администрация по переселению. Программа деятельности этого федерального учреждения предусматривала строительство лагерей для сельскохозяйственных рабочих-иммигрантов, оказание финансовой помощи мелким фермерам и переселение их на более плодородные земли, выдачу займов арендаторам для покупки ферм, создание кооперативных объединений мелких фермеров с целью приобретения сельскохозяйственного оборудования, сбыта произведенной продукции, а иногда и совместной обработки земли.
Однако, испытывая давление со стороны монополий и их прессы, Рузвельт тормозил осуществление провозглашенных реформ, предусмотрительно не связывал себя никакими жесткими обязательствами.
|